В мае Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС) оштрафовала за нарушения законодательства недобросовестных рекламодателей с известными именами: банк «Открытие» и Сбербанк.
Антимонопольное ведомство признало рекламу кредита ПАО Банк «ФК Открытие», распространявшуюся в эфире федеральных телеканалов, ненадлежащей и выдало предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
В рекламе привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту в размере 8,9% озвучивалась и демонстрировалась крупным шрифтом. Текст с иными условиями, влияющими на стоимость кредита и возможность его получения (сумма, срок, условие о заключении договора страхования и пр.), размещался в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени. Таким образом, потребители получали неполную информацию обо всех условиях кредита, определяющих его стоимость.
В отношении организации также было возбуждено дело об административном правонарушении. По итогам рассмотрения служба оштрафовала банк на 300 тысяч рублей в соответствии с КоАП РФ
С подобными нарушениями в рекламе столкнулись и потребители другого банка. Условия для получения пониженной процентной ставки по кредиту в «Сбербанк России» также указывались мелким шрифтом в телевизионной рекламе и вводили в заблуждение.
В рекламе крупным шрифтом указывалась и озвучивалась информация о процентной ставке от 4,9%. Данные об иных условиях, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения, опять же размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени.
В отношении ПАО «Сбербанк России» также было возбуждено дело об административном правонарушении. По итогам рассмотрения служба оштрафовала банк на 600 тысяч рублей в соответствии с КоАП РФ.
А в начале июня ряд нарушителей закона о рекламе пополнил магазин торговой сети «Пятерочка» (рекламодатель ООО «Агроторг»).
Покупатели пожаловались в ФАС России на то, что распространяемая в эфире «Первого канала» и «России-1» реклама магазина вводит их в заблуждение.
Антимонопольная служба установила, что информация в видеоролике дает потребителям основания полагать, что акция распространяется на все товары в магазинах торговой сети. Однако скидка действовала только в отношении отдельных категорий товаров. Полная информация об условиях акции сообщалась на официальном сайте ретейлера и в дисклеймерах к рекламе. При этом текст дисклеймеров был выполнен мелким шрифтом и демонстрировался в рекламном видеоролике в течение короткого времени.
Таким образом, существенная для потребителей информация обо всех условиях акции присутствовала в рекламе формально и не могла быть ими воспринята в полной мере из-за мелкого шрифта и краткого времени показа.
Закон запрещает распространение рекламы, в которой из-за отсутствия части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования искажается смысл доносимых сведений, а потребители вводятся в заблуждение.
В связи с этим антимонопольная служба возбудила в отношении ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») дело по признакам нарушения рекламного законодательства, а затем дело об административном правонарушении. Реклама была признана ненадлежащей, рекламодателю ООО «Агроторг» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Компании назначен штраф в 300 тысяч рублей.
Стоит ли использовать подобную рекламу, каждый бизнес решает сам. Но в любом случае советуем просчитать материальные и репутационные риски.
По закону ответственность за незаконную рекламу несут все, кто участвовал в ее создании: клиент, рекламное агентство и даже площадка. При этом неважно, был ли договор с исполнителями или нет — ФАС все равно может потребовать штраф с заказчика.
Полный перечень требований и запретов указан в Федеральном Законе «О рекламе» №38-ФЗ. Обратившись в ФАС России официально можно получить разъяснения закона.