В каждой средней или крупной компании так или иначе наблюдается текучка кадров. Опытному HR-специалисту необходимо знать, как правильно проверять кандидатов на должность для того чтобы принять аргументированное и безопасное решение.
Сотрудники получают доступ к коммерческой тайне и конфиденциальной информации, документации, специальным программам и лицензиям, поэтому в первую очередь должны быть честными, добросовестными и с положительным опытом работы в других организациях.
Особенно кропотливо и внимательно проверяют сотрудников, которых будут нанимать на должность руководителя или начальника, а также людей, ответственных за МТЦ, денежные и информационные ресурсы.
Недопустимы подделки трудовой книжки или рекомендательных писем, хищение имущества, денежных средств, интеллектуальной собственности, наличие судимости и неблагополучных кредитных историй. А ведь обо всем об этом люди могут «не упомянуть» на собеседовании, скрыть важную для работодателя информацию. Для того чтобы обезопасить компанию, необходимо провести сложную многоуровневую проверку претендентов на должность.
В каких случаях необходимо проверять сотрудников
Навести справки о кандидате следует, если он:
- будет работать с финансовыми ресурсами и бухгалтерской документацией;
- получит доступ к коммерческой тайне и другой конфиденциальной информации;
- собирается наняться в службу безопасности;
- является гражданином другого государства;
- имеет неблагоприятную кредитную историю;
- в последние пару лет несколько раз менял места работы.
В ходе собеседования специалист по кадрам может дать рекомендацию по необходимости дальнейшей дополнительной проверки кандидатов другими органами и службами. Подстраховка позволит обезопасить компанию и штат от возможных проблем.
Кто проводит проверку кандидатов
В каждой организации есть официально утвержденная процедура проверки будущих сотрудников при приеме на работу. Она зависит от специфики деятельности фирмы, ее размеров, существующего штата и, в частности, укомплектованности отдела HR.
Узнайте все о Вашем кандидате из сети Интернет. Как это сделать? Специальный тренинг для сотрудников подразделений безопасности.
ПодробнееПравильно организовать работу так, чтобы проверкой занимались 2 отдела.
- Отдел HR. Публикует на сайтах и других ресурсах информацию об открытии вакансии, после чего изучает обратные связи от кандидатов, проводит первичный отбор на основании данных резюме, назначает собеседования. На последних уже проходит отбор кандидатов по профессиональным качествам, опыту работы, умению выстраивать диалог. После принятия специалистом положительного решения на соискателя формируют досье в базе данных, после чего все собранная информация направляется непосредственно директору фирмы.
- Служба безопасности. В ее компетенции остается проверка правдивости предоставленной кандидатом информации, его документов. В результате оценивается благонадежность соискателя, составляется психологический потрет как личности и сотрудника. Если служба безопасности в компании отсутствует, то все ее обязанности ложатся на HR-специалиста.
Поэтапная проверка соискателей
Процесс проверки кандидатов напрямую зависит от внутреннего регламента организации, наличия в ней службы безопасности, укомплектованного HR-отдела.
Глубина и продолжительность проверки зависит от должности, на которую нанимается соискатель, его будущих обязанностей, необходимости нести ответственность за те или иные ресурсы компании. Так, репутационные и финансовые потери компании являются существенно выше, чем потеря одного клиента из-за недостаточного опыта оператора в интернет-магазине и т. д.
Бывает и так, что потребность проверки кандидата службой безопасности остается даже после вступления последним в должность. Например, это может быть стажировка, испытательный период и т. д. Сотрудники HR-отдела и службы безопасности наблюдают за поведением стажера: соблюдение регламента и рабочего дня, умение находить общий язык в коллективе, добросовестное исполнение должностных инструкций, обратная связь на различные события в организации и т. д. Проверка в крупных организациях может достигать полугода. Так, крупные международные корпорации при поиске профессиональных кадров могут тратить от 4 до 7 месяцев для комплексной проверки по всем параметрам, что позволяет обезопасить бизнес от фатальных ошибок. Такие компании используют наработанный и отрепетированный годами алгоритм проверки, позволяющий подобрать наиболее подходящего сотрудника.
Конечно, такие сроки недопустимы для закрытия вакансии в средней или малой фирме, так как обязанности вакантной должности ложатся на плечи другого сотрудника, что влияет на качество его работы и мотивацию к добросовестному труду. Существуют методы ускорить проверку без ущерба для качества, например, использовать детектор лжи.
Рассмотрим основные этапы проверки соискателей при приеме на работу в крупных организациях.
- Создание вакансии с пониманием того, какой именно специалист по личностным и профессиональным аспектам требуется фирме на данный момент.
- Публикация вакансии на интернет-ресурсах, телевидении, СМИ и т. д.
- Прием и консолидация резюме, направляемых кандидатами. Возможно, рассылка потенциальным сотрудникам стандартизированной анкеты для проверки соответствия на определенную должность.
- Анализ резюме, анкет и сопроводительных писем. Обзвон и рассылка приглашений на собеседование подходящим кандидатам. Возможно проведение небольшого интервью по телефону или видеосвязи.
- Непосредственно собеседование с сотрудником HR-отдела. Проведение так званого «технического интервью» с руководителем направления, требующего специальных точных знаний.
- Проведение тестов на профессиональную пригодность, тип личности, интеллектуальные способности и т. д.
- Отправка пакета документов кандидата в отдел службы безопасности для проверки их подлинности. Получение последней дополнительных сведений у кандидата непосредственно, а также с прошлых мест работ.
- Составление письменного согласия кандидата на использование и обработку компанией его личных данных.
- Запрос службой безопасности сведений в организациях о наличии судимости, неблагополучной кредитной истории, учета в наркологической клинике или психдиспансере у кандидата.
- Проведение тестирования на детекторе лжи (заменяет 7-9 пункты). Полиграф позволяет подтвердить правдивость собранных и предоставленных данных, определить истинные намерения кандидата на должность. Однако, согласно Конституции многих стран он имеет право отказаться от тестирования на детекторе лжи.
- Передача сведений руководителю отдела или директору фирмы, финальное собеседование.
Типы проверки кандидатов на вакантную должность
Поиск информации о кандидате в социальных сетях. Подробнее на нашем тренинге. Ознакомиться с программой.
ПодробнееВ зависимости от вакансии, объема ответственности и доступа будущего сотрудника к финансовым и информационным ресурсам можно отметить такие типы проверок.
- Поверхностная. Так, специалисты отдела HR назначают собеседование кандидатам (возможно с тестированием), проверяют подлинность документов, подтверждающих личность. Поверхностной проверки недостаточно для кандидатов, которые будут взаимодействовать с МТЦ, коммерческой данной, интелектуальной собственностью и т. д.
- Средняя. Кроме поверхностной проверки добавляется определение подлинности пакета документов, данные о наличии высшего образования, прозваниваются предыдущие места работы. Обязательно проводится тестирование на профпригодность, тип личности. И даже такая проверка не гарантирует, что кандидат справится с должностными обязанностями, однако, она позволяет отсеять недобросовестных и нечестных претендентов.
- Глубокая. Специалисты HR в сотрудничестве со службой безопасности собирают дополнительные сведения о кандидате, собирают отзывы от бывшего руководства, делаются запросы в сторонние организации о наличии недобросовестной кредитной истории, судимостей, учете в психдиспансере и т. д. Также проводится проверка на полиграфе.
Какую информацию о кандидате предоставляют базы сторонних организаций
Получить необходимые сведения из официальных баз данных можно после запроса по таким параметрам:
- кредитный рейтинг и наличие просроченных непогашенных кредитов;
- взыскание долгов от коллекторов или судебных приставов;
- присутствие в черном списке работников;
- подлинность паспорта гражданина страны, других документов, подтверждающих личность;
- наличие погашенных и непогашенных судимостей;
- присутствие в списках людей, разыскиваемых полицией;
- нахождение на учете в психдиспансере.
Где искать недостающие сведения о соискателях
В этой главе представлена подробная инструкция по поиску информации о соискателе в офлайн и онлайн источниках.
- Отделения ГУВМ и МВД. Так, в Главное управление по вопросам миграции, а также в городские и районные подразделения силовых органов страны можно запрашивать сведения по таким пунктам:
- проверка подлинности документов, подтверждающих личность соискателя;
- проверка данных по базе местного и федерально розыска;
- проверка наличия судимости (проверяемый предоставляет соответствующую доверенность);
- проверка факта уголовного преследования.
Для направления соответствующих запросов необходимо подготовить заявку, указав:
- личные данные заявителя;
- полное название органа, куда формируется запрос;
- адрес (e-mail или почтовый), по которому заявитель может получить ответ;
- объяснение оснований для запроса данных в органах.
В Российской Федерации государственные органы обязаны рассмотреть соответствующие письменные обращение в течение 1 месяца. За этот период заявитель получает запрашиваемые данные или аргументированный отказ. Распространенной причиной последнего могут послужить ошибки, допущенные при составлении запроса, неправильное написание наименования или названия государственной структуры.
- Официальный сайт МВД. Официальные источники предоставляют абсолютно бесплатную и доступную любому гражданину услугу – самостоятельный поиск человека по базе розыска. Для этого необходимо перейти в раздел «Внимание, розыск!», ввести в специальной форме личные данные соискателя и дату рождения. Результат поиска будет выведен на экран.
- Сайт ГУВМ. Также является официальным онлайн-ресурсом, где можно получить информацию о подлинности или действительности паспортов. Так, он предоставляет информацию о статусе паспортов: украденных, просроченных, изъятых, утерянных и т. д. Для поиска в специальной форме необходимо ввести номер и серию паспорта, специальный код с картинки для проверки «анти-робот». Далее на экране отобразится ответ по конкретному документу: значится ли он среди недействительных, имеет статус «недействительного» — был уничтожен или изъят. Сервис бесплатный, доступен для каждого гражданина, количество запросов не ограничивается.
- Официальный cайт Федеральной службы судебных приставов. Ресурс хранит данные о судебных взысканиях по долгам и алиментам, неоплаченных кредитах, прочих финансовых и имущественных санкциях и штрафах. Для получения информации необходимо заполнить форму на сайте, указав ФИО соискателя, регион проживания и дату рождения. Если на экране появится надпись о том, что по запросу ничего не найдено, значит кандидат «чист». В ином случае высветится перечень открытых исполнительных производств.
- Системы онлайн-учета по судебным решениям и делам. Так, с 2008 года в Российской Федерации данные по судопроизводству должны оставаться в открытом доступе в системе «Правосудие», специальной базе «Судебные решения», и на порталах судов. Присутствует минус таких площадок – для получения точных сведений необходимо предоставить как можно больше данных. Так, поиск исключительно по паспорту не способен дать достаточно полную и объективную картину, особенно, если осуществляется проверка людей с популярными фамилиями.
- Онлайн-порталы банковской системы. Позволяют получить данные о кредитном рейтинге соискателя, его репутационной картине.
Все вышеперечисленные проверки необходимы для того чтобы закрыть вакансию по-настоящему эффективным и способным сотрудником, который усилит собою коллектив и в целом приведет к развитию компании.
Например, нам важно оценить мотивацию кандидата. Мы задаем вопрос: «Что может побудить человека уволиться?» или «Что стимулирует людей в работе?». Для оценки системы ценностей можно задать такие вопросы: «За что следует уволить сотрудника сразу?» или «В каких случаях оправдана ложь?».
С помощью case-вопросов можно проверить конкретные навыки, а так же модели поведения и морально — этические ценности претендента, что особенно важно сейчас, когда совпадение корпоративной культуры компании и системы ценностей кандидата становится залогом его успешной работы. формулируются таким образом, что кандидату предлагают оценить не себя и свои действия, а действия людей вообще или какого-то персонажа.
Длительность проверки регламентирует руководство фирмы в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев. Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.