Успех любого коллектива в значительной степени зависит от руководителя, его квалификации, умения организовать работу и управлять сотрудниками. Кроме личных лидерских качеств руководителю необходима профессиональная подготовка и регулярное повышение уровня знаний. Существующие курсы повышения квалификации для руководителей нацелены на разностороннее обучение и наработку практических навыков менеджеров различного уровня.
Обязательность обучения
Законодательством о труде предусмотрено, что руководитель самостоятельно принимает решение о необходимости повышения квалификации для себя, менеджеров и специалистов.
На практике этот вопрос решается на уровне министерств у предприятий государственного подчинения и организаций, которые финансируются из бюджета. Так все сотрудники, которые работают в органах государственного управления, в сфере медицины или образования, в железнодорожной отрасли, обязаны регулярно повышать свою квалификацию. Это требование распространяется на руководителей различного уровня и специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование.
В каждой крупной корпорации разрабатывается порядок направления на учебу руководителей высшего, среднего и нижнего звена, определяются обязательные направления повышения квалификации.
Руководители, работающие в определенных отраслях, вынуждены регулярно проходить обучение, чтобы получить разрешение в виде лицензии или членства в СРО.
Станьте экспертом в области аналитики.
ПодробнееСобственники и руководители предприятий среднего и малого бизнеса самостоятельно принимают решение о необходимости обучения, рассчитывают его экономическую целесообразность и подыскивают наиболее удобную форму образования, которая не помешает процессу управления бизнесом.
Цели повышения квалификации
Принимая решение о необходимости повышения квалификации, руководители исходят из целей, стоящих перед ними, и рассчитывают на то, что полученные знания и навыки придадут менеджменту большую эффективность.
Основные задачи, которые возлагаются на курсы повышения квалификации, делятся на две группы по направлениям — руководство бизнесом и управление коллективом.
Цель работы в первом случае:
- освоение специальных отраслевых знаний, новейших достижений в конкретной сфере, сделанных в стране и за рубежом;
- получение теоретических знаний и практических знаний по менеджменту;
- умение разрабатывать стратегические цели и принимать управленческие решения на их основе для обеспечения устойчивого развития бизнеса;
- изучение методов постановки бизнес-задач перед коллективом и получения нужных результатов за счет использования освоенных методик и приемов;
Основные задачи по руководству коллективом лежат в сфере эффективного использования кадровых ресурсов, умения организовать работу и добиваться максимальной производительности в различных условиях:
- на этапе становления бизнеса;
- в период его стабильного развития;
- во время переломов, изменений и переориентации предприятий;
- в кризисных ситуациях.
Динамичное развитие экономики и непрекращающаяся конкурентная борьба требуют, чтобы каждое предприятие непрерывно развивалось, оперативно реагировало на изменение обстановки. Все это зависит от уровня подготовки и мастерства руководителей.
С точки зрения обучаемых лиц прохождение профессиональной переподготовки необходимо, чтобы:
- пройти вверх по карьерной лестнице;
- заинтересовать работодателей при возможной смене места работы;
- иметь документы об образовании, котирующиеся на международном уровне и получить предложения от совместных или зарубежных предприятий;
- более уверенно разбираться в финансовой отчетности и экономическом анализе на примере своего предприятия;
- оптимизировать работу компании с учетом международных стандартов;
- приобрести знакомства среди коллег в общей профессиональной сфере.
Незаинтересованность отсутствие готовности повышать свой профессиональный уровень – это одно из первых свидетельств того, что руководство и коллектив не заинтересованы в успехе бизнеса и теряют свои позиции в среде конкурентов.
Отличие обучения руководящих кадров
Повышение квалификации – это обязательная процедура, через которую периодически должны проходить все специалисты, имеющие специальное среднее или высшее образование. Но между обучением инженера или педагога и руководителей разного уровня существует значительная разница.
Специалисту достаточно знаний по своему конкретному участку работы, техническим новинкам, приемам, ГОСТам и другим нормативным документам.
Руководитель обязан обладать менее глубокими, но более широкими знаниями всех сторон деятельности предприятия:
- представлением о технической стороне производственного процесса;
- законодательными основами по вопросам предпринимательства, хозяйственных и трудовых вопросов, налогового обложения;
- общим пониманием вопросов бухгалтерского учета, экономического анализа;
- вопросами безопасности труда, соблюдения требований пожарной, санитарной и других служб;
- навыками психологии и взаимоотношений с отдельными людьми, группами и большими коллективами.
Программы повышения квалификации для руководителей подразделений безопасности - выберите свое направление обучения.
ПодробнееВ отличие от исполнителей, люди, привыкшие принимать решения за других, сложнее воспринимают методы обучения по принципу «учитель-ученик». По отношению к ним требуется другой подход, т.е. не прямое изложение набора знаний, а постановка задачи и совместное ее решение различными способами.
Чтобы привлечь к обучению, необходимо, чтобы руководитель:
- хотел или понимал необходимость осваивать новые знания;
- осознавал полезность конкретных курсов или других видов повышения квалификации;
- чувствовал себя активным участником процесса с возможностью использовать свой опыт и применить полученные знания к своему бизнесу.
Преподаватель в этом случае выступает не как ментор, а как инициатор идей, которые творчески осмысливаются в процессе учебы.
Направления обучения
Повышение квалификации – это не разовая акция, а постоянное многоцелевое движение, которое охватывает различные направления. Уровень расширяется от основ до профессионального освоения знаниями.
Основные направления охватывают наиболее значимые процедуры производственной и коммерческой деятельности, включая маркетинг, менеджмент, трудовое законодательство, нормативы безопасности.
В сфере менеджмента изучаются:
- управленческий учет;
- анализ финансового состояния;
- основы бухучета;
- 1-С (управление фирмой);
- финансирование и формирование бюджета;
- подготовка, проверка и защита бизнес-планов на всех уровнях;
- стратегическое управление;
- вопросы организации совещаний;
- стресс-менеджмент и контроль конфликтных ситуаций;
- вопросы материальной и нематериальной мотивации персонала;
- организация времени.
Перечисленные темы охватывают непосредственные функции по руководству и контролю деятельности компании. При обучении используются актуальные показатели BSC и KPI. В настоящее время актуальной становится тема удаленного управления коллективом.
Несмотря на то, что маркетингом занимаются отдельные службы или специалисты, руководитель должен иметь представление о том, как продвигается продукция на рынке, какими методами создается и раскручивается бренд, знать приемы деловых коммуникаций и переговоров.
Обучение охватывает несколько направлений безопасности:
- пожарно-техническую;
- экономическую;
- экологическую;
- охрану труда.
Все перечисленные вопросы строго контролируются государством и руководитель несет личную административную и уголовную ответственность за несоблюдение законов, правил и регламентов.
Периодичность повышения квалификации
В статье 196 Трудового Кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателей по проведению повышения квалификации сотрудников, если без этого невозможно полноценно осуществлять профессиональную деятельность.
Право проведения программ переподготовки согласно Закону об образовании возложено на учреждения образовательной сферы, имеющие соответствующую лицензию.
Требования по периодичности, продолжительности и направлениям повышения квалификации устанавливаются в отраслевых документах.
Стандартный временной промежуток между курсами обучения – 5 лет. Но администрация предприятия может принять другое решение и направлять специалистов на обучение, например, один раз в три года, если существует производственная необходимость.
Решение закрепляется внутренним документом (приказом, положением, коллективным договором и так далее).
Согласно приказу Министерства образования от 2013 года продолжительность профессиональной переподготовки для получения дополнительной специальности должна составлять не меньше 250 часов или одного месяца обучения.
Формы и виды обучения
Существует немало форм обучения, которые отличаются по своей организации, продолжительности и форме подачи материала.
Основная форма – это курсы повышения квалификации, которые делятся на:
- краткосрочные (до 72 часов);
- специализированные (свыше 72 и не менее 100 часов);
- продолжительные (от 100 часов и больше).
Длительность курсов зависит от объемов материала и организации учебного процесса. Обучение может быть очным, удаленным или комбинированным, при котором изучение материала происходит заочно без отрыва от производства, слушатели курсов освобождаются от работы только для сдачи экзаменов
Для обучения используются различные формы подачи материала:
- лекции, с пассивным восприятием материала;
- конференции, симпозиумы и другие формы, имеющие формы встреч для обмена опытом и знаниями;
- интерактивное обучение с помощью специальных программных продуктов;
- деловые игры, в ходе которых поощряется инициатива и самостоятельное решение вопросов;
- тренинги для практического закрепления полученных теоретических знаний;
- кейс- стади (Case study) – рассмотрение, обсуждение и решение реальных или близких к реальным ситуаций;
- баскет-метод (in-basket test) – выполнение функций сотрудников, в основном связанных с разборкой и исполнением деловых бумаг.
Перечисленные методы объединяют теоретическое и практическое обучение. В результате формируется творческий подход к функции управления, развивается способность принимать нестандартные, но эффективные решения и умение мыслить стратегически.
Экономическая эффективность курсов
Прежде чем выбрать те или иные формы обучения, умелые руководители оценивают их потенциальную эффективность. Основной критерий оценки – насколько возможная польза превысит расходы на оплату курсов.
Самый простой пример – это сравнение суммы штрафов, которые придется заплатить за нарушения в организации охраны труда или пожарной безопасности и стоимости обучения этим вопросам.
Второй вариант оценки актуален для строительных организаций, которые получают право вступления в СРО только при наличии квалифицированных специалистов. Ожидаемая выгода от заказов должна существенно превосходить стоимость курсов переподготовки.
В большинстве случаев невозможно так просто измерить эффективность курсов. Если руководитель осознает, что его бизнес может быть более прибыльным, но не знает, как этого добиться, то оценить результативность курсов можно только впоследствии, наблюдая за изменением доходности предприятия.
Как правильно выбрать курсы
Перед руководителями бюджетных учреждений вопросы выбора обычно не стоят, так как при каждом министерстве есть свои профильные обучающие центры.
Если строгих требований к определению учебного заведения нет, то руководители могут самостоятельно выбирать курсы по ряду критериев:
- программа обучение, ее соответствие целям, стоящим перед предприятием;
- удобство прохождения переподготовки (наличие заочных, вечерних, удаленных занятий);
- репутация образовательного учреждения (его история, отзывы ранее обучающихся коллег);
- категория выдаваемого диплома и его действительность на международном уровне;
- преподавательский коллектив (опыт работы, звания, публикации и так далее);
- стоимость курсов.
Прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки руководителей – это дополнительные возможности для развития бизнеса и перехода его на качественно новый уровень.