Проблема коррупции возникла еще в древних цивилизациях и, к сожалению, не потеряла актуальности в наши дни. Погрязают в недобросовестном сотрудничестве не только развивающиеся страны, но и мировые державы. При этом уровень и масштаб коррупции в стране зависит от многих условий: исторических, культурных, социальных, экономических, политических, психологических и т. д.
Российская Федерация, несмотря на высокий уровень борьбы с коррупцией на законодательном уровне, также оказалась вовлеченной в взяточнические схемы и скандалы на фоне личного обогащения.
Что такое коррупция и как она воздействует на общество
В широком смысле коррупция представляет собой явления, охватывающее все сферы функционирования общества, начиная от власти, управления и правоохранительной области, и заканчивая системами образования и медицины. По сути коррупция представляет собой злоупотребление властью, личными и общественными достижениями, публичным положением ради получения дополнительной выгоды для отдельной личности или группы лиц.
Узнайте как предотвратить мошенничество в закупках. Практика и расследование.
ПодробнееОдним из условий возникновения коррупции является активные действия или же бездействие публичных лиц, связанные с полномочиями, решениями и поступками для получения личной выгоды, что вступает в конфликт с интересами других организаций, государства, отдельных лиц.
Коррупция порождает расслоение общества и дезорганизует его, по сути являясь симптомом уязвимости государственного механизма. Поэтому первой мерой по профилактике коррупции должно выступать совершенствование и регулирование административно-правовой системы по минимизации рисков в государственном аппарате.
С момента принятия в Российской Федерации антикоррупционных законов начался период эффективных реформ, предполагающих системное преобразование во всех сферах жизнедеятельности.
Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» запланированы мероприятия по следующим направлениям:
- профилактика возникновения коррупции – своевременное выявление и действия по устранению причин;
- активная борьба с существующими схемами коррупциями – предполагает раскрытие и расследование коррупционных правонарушений с последующими мерами наказания;
- ликвидация (по возможности) или ослабление последствий функционирования коррупционных схем.
Актуальные меры по профилактике коррупции
Профилактические мероприятия можно разделить на 3 группы: общие, индивидуальные и специальные. Рассматривая антикоррупционную деятельность на разрезе общества и публичного управления, остановимся на общей и специальной профилактике.
Общая профилактика представляет собой совокупность неспецифических мероприятий, которые напрямую не влияют на причины возникновения коррупции, но косвенно способствуют пресечению недобросовестного поведения. Это могут быть мероприятия, связанные с предоставлением государственных услуг.
Специальная профилактика в первую очередь ориентирована на предупреждение коррупции и проводится она специальными субъектами (кадровая служба, органы по профилактике административных и иных правонарушений, комиссии по урегулированию конфликта интересов и т. д.). Специальные профилактические меры бывают материально-технические, кадровые, предупредительные, правовые и т. д.
Кадровая политика подразумевает грамотный подбор кадров, их моральное и материальное стимулирование. Профилактикой коррупции можно считать совершенствование системы приема на службу (выбор самых добросовестных претендентов), установление критериев поведения и этического кодекса, организация антикоррупционного обучения сотрудников. На практике мы сталкиваемся со следующим уязвимым моментом в системе: компьютерное тестирование сотрудников и беглое собеседование не дает достаточной картины о морально-нравственных принципах кандидата.
Специально-предупредительным мероприятием может быть обязанность предоставления сотрудниками, а также членами их семьи и детьми сведений о наличии имущества, обязательствах имущественного характера, данных о доходах и расходах. Эта информация способствует предупреждению личного незаконного обогащения.
Материально-технические меры могут быть связаны с развитием электронных услуг, что обеспечивает взаимодействие между гражданами и органами власти. Могут создаваться ответвления официальных сайтов органов, относящихся к публичному управлению. Такие меры позволяют обеспечить прозрачность и открытость работы органов власти, доступ граждан к информации, которая не является конфиденциальной, стимулирование дисциплины в коллективах и личной ответственности каждого публичного служащего.
Правовые меры связаны с внедрением механизмов, которые жестко и эффективно устраняют причины коррупционных схем, сводят к минимуму условия для их функционирования. В первую очередь должна быть проведена антикоррупционная экспертиза законотворчества, что позволит четко определить правовой статус чиновников на всех существующих уровнях власти, внедрить административно-правовые нормы в области публичного управления.
Противодействие коррупции в организации
Учреждения любой формы собственности должны позаботиться о внедрении антикоррупционной политики и донесении ее принципов сотрудникам.
- Политика организации должна соответствовать законодательству и административно-правовым нормам.
- Заключаемые договора должны подчинятся предусмотренным антикоррупционным мероприятием Конституции страны.
- Личный пример руководства. Последнее должно формировать атмосферу нетерпимости к коррупционным схемам и никогда не быть уличено в участии в них.
- Информирование работников о принятых на предприятии антикоррупционных стандартов и мероприятий.
- Обеспечение неотвратимости наказания для служащих, независимо от возраста, опыта работы, должности и других условий в случае уличения их в коррупционных правонарушениях.
- Информирование партнеров, инвесторов, клиентов и контрагентов о внедренных в компании антикоррупционных стандартов.
Предупреждение коррупции в сотрудничестве с контрагентами и зависимыми учреждениями
В сфере антикоррупционной работы по данному направлению можно выделить 2 аспекта.
- Установление и развитие сотрудничества с учреждениями, которые имеют достойную репутацию и авторитет, не были скомпрометированы в коррупционных скандалах, отличаются договороспособностью и соблюдением деловой этики. Каждая компания должна внедрять мероприятия по проверке контрагентов на соответствие вышеуказанным требованиям, что позволит снизить риск вовлечения в коррупционные схемы, мошеннические и иные недобросовестные практики. Служба безопасности организаций должна собирать информацию о контрагентах (поставщики, инвесторы, кредитно-финансовые учреждения, службы логистики и т. д.) и проводить анализ всех выложенных в общий доступ сведений. Важно ознакомиться с репутацией контрагента в деловых кругах, продолжительностью функционирования на рынке, отзывами реальных клиентов, рекомендательными письмами и т. д. Особенное внимание следует уделить вышеописанным моментам при заключении договоров по поглощению и слиянию.
- Распространение среди контрагентов стандартов, процедур, программ и нормативно-правовых актов, способствующих сотрудничеству в сфере профилактики коррупционных схем. Так, некоторые положения антикоррупционных стандартов и выдержек из законов могут быть включены в долгосрочные контракты.
Вышеописанные аспекты должны быть применены и в отношении подконтрольных (зависимых) учреждений, дочерних структур, филиалов и т. д.
В случае объединения предприятий, организации должны вместе с партнерами разработать систему борьбы с коррупционными случаями, принять общую антикоррупционную политику и познакомить с ее положениями всех сотрудников, в том числе и высших эшелонов власти. В контракт может быть добавлено положение, что если один из участников (партнеров) будет замечен в коррупционном правонарушении, то другая (добросовестная) сторона имеет право в одностороннем порядке разорвать соглашение, так как продолжение деловых отношений может негативно сказаться на ее репутации.
Сотрудничество с правоохранительными органами в области антикоррупционной политики
Взаимодействие организации с правовыми и силовыми органами в отношении вышеупомянутого вопроса демонстрирует ее намерения следовать антикоррупционным стандартам поведения.
Сотрудничество может быть организовано различными методами.
- Организация может публично передать информацию в правоохранительные органы о случаях участия в коррупционных схемах, о которых ее сотрудникам стало известно. При этом может быть назначено лицо или создан специальный отдел, ответственный за предупреждение и активные меры против вовлечения фирмы в коррупционную деятельность.
- Организация должна создать благоприятный психологический климат, в результате которого сотрудники могут свободно заявлять обо всех случаях коррупции, не опасаясь гнева руководства и коллектива, санкций и увольнения. А для этого само руководство должно подавать пример честного и добросовестного отношения к работе, к партнерам, контрагентам и клиентам.
- Содействие сотрудникам контрольно-надзорных и правоохранительных учреждений в инициативе проведения инспекционных проверок работы компании по вопросам противодействия коррупционным схемам. Также содействие при проведении профилактических мероприятий по борьбе с коррупцией, участие в расследовании коррупционных преступлений в качестве свидетелей. Содействие предполагает предоставление полных сведений о факте совершения коррупционного нарушения, подготовку заявительных материалов, предоставление документов.
Участие организации в общественных инициативах по профилактике коррупции
Организации могут сотрудничать с различными сообществами, группами лиц и коллективами, объединенными под общей идеей профилактики и противодействия коррупционным схемам.
В качестве объединения усилий в вышеуказанном вопросе могут быть проведены следующие мероприятия для организаций Российской Федерации:
- вступление в Антикоррупционную хартию отечественного бизнеса;
- непосредственное участие в создании и расширении Реестра надежных контрагентов;
- применение в коллективных и совместных договорах общепринятые антикоррупционные положения;
- общественная пропаганда, внедрение программ и специального обучения по вопросам профилактики возникновения коррупционных схем;
- публичный отказ от сотрудничества с контрагентами, репутация которых пострадала в результате коррупционных скандалов и правонарушений.
Антикоррупционная хартия приглашает к сотрудничеству различные объединения как городского, так и регионального, отраслевого, общероссийского уровня, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в стране.
Антикоррупционная хартия позволяет предпринимателям вырабатывать эффективные программы по внедрению конкретных профилактических мероприятий, действовать в рамках закона для предотвращения коррупционных правонарушений.
Дополнительно для сотрудничества по вопросам противодействия коррупции открыты следующие объединения и учреждения:
- Торгово-промышленная палата России и ее отделения;
- Общероссийская организация предпринимательства «Опора России»;
- Общероссийская организация «Деловая Россия».
Рассмотреть все профилактические меры по устранению коррупции невозможно в рамках одного обзора, так как ситуация на рынке динамично меняется, а сам вопрос достаточно содержательный. Тем не менее, вышеуказанные меры могут указать каждому конкретному учреждению или целому объединению верный путь к добросовестному и честному сотрудничеству.
порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Валерий Анатольевич разъяснил, что сегодня единственным документом, который можно использовать в качестве основы при разработке и принятии мер по противодействию коррупции в муниципальных организациях являются разработанные в 2015 году Департаментом кадровой политики Губернатора Свердловской области Методические рекомендации Основные направления антикоррупционной деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях, а также иных организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области . Для муниципальных организаций Тавдинского городского округа одним из основных направлений реализации мероприятий по противодействию коррупции является обеспечение гласности в деятельности муниципальных организаций, в том числе создание условий для свободного доступа граждан, общественных организаций к информации о деятельности муниципальных организаций и привлечение институтов гражданского общества к контролю за деятельностью муниципальных организаций. Реализации этого направления и должна способствовать полная, объективная и актуальная информация, размещаемая в разделах Противодействие коррупции на сайтах муниципальных организаций.